Мультиэкспозиция / Multiple exposure photography

При всех богатейших изобразительных возможностях мультиэкспозиции, во время такой съёмки фотографа подстерегает ловушка. А именно, — попытка соединить несоединимое, скрестить «коня и трепетную лань», в надежде получить Пегаса. А выходит, порою, бескрылый гибрид…Соблазн использовать в качестве одного из мультиисходников произведения искусства (картины, мозаику, фрески, скульптуры) очень велик, — ведь в них заключена гармония, зачастую — безупречная. Но вот только сложность в том (что совсем не очевидно) — это гармония другого автора, проекция, цвет и форма его души… 
Как-то во время поездки в Берлин я пришла в студию художницы Марины Агаджановой, моей хорошей давней подруги. Раньше я уже снимала портреты Марины, но меня не оставляло чувство, что образ пока не найден, что я не смогла выразить в своих работах что-то важное. Мы беседовали, а я одновременно скользила взглядом по картинам, заполняющим помещение. И вдруг осознала, что если снимать живописное полотно и портрет автора, проникающими друг в друга, - а ведь именно в этом состоит суть методики мультиэкспонирования, — то может проявиться что-то удивительное, то что я искала… Родится сплав, в котором компоненты не будут существовать каждый сам по себе, а сольются воедино. И то, что получится — будет уже не механистическим соединением женского образа и художественного полотна: детали картины переплетутся, прорастут сквозь черты художницы, являя зрителю новые смыслы, глубину…и таким образом  родится  удивительная новая реальность.

 «…В них движутся лучи и тени,

Чем глубже в них - тем тише и темней,

В них силуэты зыбкие растений

И мачты затонувших кораблей…»