Лев Аннинский. Короткие встречи/Lev Anninsky. Short meetings

Мне выпало счастье знать Льва Аннинского лично. Совсем недолго мы общались, но это были те самые мгновения, которые не забываются.
Весной 2015 года моя подруга писатель Галина Вайгер (Галина Барышникова) попросила сделать несколько студийных кадров, которые должны были войти в книгу «Магическое домоводство».
Среди участников проекта был и Лев Аннинский, написавший к этой книге предисловие. Конечно же, я с радостью согласилась. Статьи Льва Александровича в Литературной газете я с интересом читала еще в юности.

Съемка:

Аннинский был включён в процесс съёмки очень глубоко. Оказавшись в студии, он предельно внимательно следил за всем, что я делаю, как ставлю свет, налаживаю оборудование, задавал вопросы, шутил и даже чуточку подначивал меня порой, и я ощущала, что это пристальное внимание не просто для поддержания беседы, для заполнения паузы, а что ему действительно
интересно. Интересна я, интересно всё происходящее вокруг. Это было одним из самых характерных его качеств - искреннее, молодое, даже задорное любопытство ко всему окружающему, желание понять, узнать ещё что-то новое, ранее ему не известное.

Дорога домой:

После съёмки я отвозила Льва Александровича на машине домой, и мы разговаривали всю дорогу. Это был тот самый случай, когда ты радуешься бесконечным московским пробкам…
Я слушала про его детство, про войну, эвакуацию в Свердловск, про отца, который пропал без вести на войне и про то, что он пишет уже много лет книгу воспоминаний - историю своего рода. Помню, как поразило меня то, что Лев Александрович, узнав историю смерти своего отца- он был расстрелян по доносу - прошел со своими дочерьми практически пешком весь его путь…

О пересечениях:

Оказалось, что Аннинский был одноклассником отцов моих замечательных подруг, - Марии Савостьяновой и Ольги Кадымовой. Он с удовольствием рассказывал про их школьные годы, просил передать им от себя приветы…


Сегодня мне очень грустно, - вчера был день похорон Льва Александровича Аннинского. Он от нас ушел… Увидела в прессе фразу: «Один из последних титанов эпохи». Да, так и есть - целая эпоха заключена в этих людях, и она уходит вместе с ними.
Я испытываю печаль - с одной стороны, я почувствовала прикосновение его
удивительной души, тепло, какое-то тончайшее, почти неощутимое лукавство, искрящуюся радость, которую он излучал, а с другой осознаю, что больше это
не повторится…

Но один из сделанных мною студийных портретов предваряет статью о Льве Александровиче в русской «Википедии».

И, слава богу, остались его книги… 


Странствия. Медиавыставка фотографий из моих путешествий/Wanderings

В рамках «Библионочи-2019» я показала свои фотографии, сделанные во время поездки в Шри-Ланка и двух посещений Индии (штатов Гоа и Керала). Это были незабываемые путешествия, - ферма по выращиванию черепах, чайные плантации, праздник со слонами, танцы с огнём, океан, и, конечно же, занятия йогой. Вечер прошел в очень теплой атмосфере, зрителей было много, смотрели и слушали внимательно и с интересом. Благодарю всех, кто пришел. Спасибо вам!


Питерские мультиэкспозиции/Multi-exposure

Мультиэкспозиция - технический приём, который заключается в съёмке кадров один поверх другого. Проще всего пояснить на примере пленочной фотографии - делаешь снимок, а потом, не перематывая пленку, еще один.
В итоге реализуется фантастическое разнообразие возможностей. Можно совмещать объекты, находящиеся в противоположных сторонах горизонта, можно делать портреты, слитые воедино с пространством города, и всё это не средствами «Фотошопа», а непосредственно внутри камеры, прямо в те мгновения, когда нажимается кнопка спуска затвора.

Недавно мне посчастливилось участвовать в мастер-классе, проводимом удивительным фотографом из Санкт-Петербурга, Александром Петросяном. Он щедро
делился с нами родным городом, показывая свои любимые уголки. Одними из ярчайших моментов путешествия по Зазеркалью были выходы на знаменитые Питерские крыши. В один из таких вечеров, там, в вышине, над этим сказочным городом,
меня охватило вдохновение. Да, Питер фотогеничен во всех своих проявлениях - направь
объектив в любую сторону и получится запечатлеть красивую картинку. Шпиль
Адмиралтейства на фоне вечереющего неба, чеканный абрис Исаакия, сеть
каналов с бегущими корабликами. И когда еще удастся оказаться в такой
точке?! Страх не упустить кадр очень силен. Но, сделав несколько видовых фотографий, я вдруг почувствовала – «Это очередные открытки, а я хочу иного! Хочу показать то, что я чувствую сейчас, то что не видно простому глазу, но может проявится в фотографии. Миры, проникающие друг сквозь друга, эпохи, что создают ткань великого города, обретая новые тончайшие слои реальности».

Так тогда родилась эта мультиэкспозиционная серия.  


«Ряд волшебных изменений…». Выставка портретов Татьяны Аксёновой/ «A number of magical changes»

Люди, которые приходят в мою студию на портретную фотосессию, как правило, возвращаются туда снова и снова. Это же удивительное чувство – увидеть себя в разных образах, полюбоваться и восхититься многообразию происходящих изменений. А мне, как фотохудожнику, это даёт возможность посмотреть на человека в его альтернативных аспектах и отразить их в своих работах. Но есть тут одно грустное обстоятельство – такие съёмки разнесены по времени, публикуются в разные годы и сложно их совместить воедино. Поэтому событие, произошедшее в Клубе писателей Центрального Дома литераторов, я воспринимаю как счастливейшее. Юбилей поэтессы Татьяны Аксёновой-Бернар позволил нам сделать выставку её портретов, созданных за несколько лет и за множество фотосессий. От классики до фэшн-фотографии, от световой кисти до постановочного игрового фэнтези. Образы, стили, световые схемы, внутренние состояния… Менялась я, менялась Татьяна, и вдруг, как по мановению руки, эти изменения собрались и выстроились в целостную картину. Один фотограф. Одна модель. Спасибо, дорогая Татьяна, за наше со-творчество…


Сказки Белого Города. Выставка моих работ в Белгороде/ The tales of the White City

«Белгород» был известен мне просто как один из городов России- никакой картинки в голове и почти никаких ассоциаций. И вдруг, - совершенно неожиданно, - приглашение от великолепного виолончелиста Борислава Струлёва сделать выставку моих работ в холле Белгородской филармонии. Да, я неоднократно проводила портретные сессии с Бориславом. Да, нам обоим очень нравился получающийся результат. Но, всё же, - поступившее предложение напечатать мои работы, отвезти их в Белгород и показать их гостям музыкального фестиваля «Борислав Струлёв и друзья» оказалось чудесным подарком. Для публикации были отобраны портреты, выполненные в техниках «световая кисть» и «смешанный свет», которые, как нельзя более, сочетались с атмосферой музыки, наполнившей залы филармонии. И выставка получила имя «Музыка света».
Организация фестиваля была выше всяческих похвал. Гостиница, в которой жили гости, ресторан, - всё расположено прямо в здании филармонии, поэтому музыкантам репетировать было очень удобно, а я получила возможность заглянуть за кулисы и даже запечатлеть творческий процесс. Администрация города активно участвовала во всех фестивальных событиях. Освещение в прессе, экскурсии, интервью на местном телевидении. И не удивительно, что музыканты и артисты, приехавшие со всего мира, были впечатлены и выражали своё восхищение. Борислав успевал везде – общаться, организовать, репетировать, - казалось, что в нём работает какой-то не знающий устали мотор. Вернулась в Москву полная впечатлений, окрылённая и счастливая.
У меня была выставка в сербском Белграде. Вот теперь прошла совершенно волшебная в нашем Белгороде. А живу я в том месте Москвы, которое издревле именовалось «Белым городом». Интересно, куда путь проляжет дальше? На остров Уайт? В Уайт-Холл?


В гостях у Натальи Родионовны Малиновской/My visit to Natalya R. Malinovskaya

Мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с удивительной женщиной – Натальей Родионовной Малиновской, дочерью маршала Малиновского, - выдающегося полководца Великой Отечественной и, в последствии, министра обороны СССР. Дети знаменитых людей, порою, «светят отражённым светом», падающим на них со стороны родителей. Но Наталья Родионовна абсолютно не такова. Вот, например, на одной из фотографий она с орденом на груди. Это испанский орден «За гражданские заслуги» (испанский эквивалент ордена Почётного легиона), вручаемый лично Его Величеством королём Филиппом VI. В наградном листе рядом с фамилией Малиновской значится «сеньора дона» - именно так именуют кавалерственных дам, удостоенных этой чести.

Наталья Родионовна – испанист, переводчик, кандидат филологических наук, в прошлом – преподаватель филфака МГУ, давший возможность русскому читателю познакомиться с поэзией Гарсиа Лорки, Хуана Хименеса, прозой Рамона де ла Серны, мемуарами Сальвадора Дали, философскими трудами Ортега-и-Гассета…И орден ей вручён именно за популяризацию испанской классики в России, за вклад в дружбу между нашими странами.

Она – вдова гениального лингвиста Анатолия Гелескула, переводившего с испанского, португальского, французского, немецкого и польского языков. Анатолий Михайлович в конце жизни почти ослеп, но продолжал до последних дней работать благодаря помощи жены.

Наталья Родионовна хранитель архива своего отца, Маршала Советского Союза Родиона Яковлевича Малиновского, составитель поимённого биографического списка всех советских добровольцев, воевавших в Испании против франкистов, а это более трёх тысяч имён! После выхода книги она была награждена медалью Министерства обороны «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества».

Живая история, - от послевоенного времени до нынешних дней. Её отец был министром Обороны во время Карибского Кризиса и именно он принимал решение об отводе ракет с Кубы, предотвратив едва не полыхнувшую ядерную войну. Кстати – «маршал», это не просто воинское звание. Оно имеет чёткие требования к присвоению, а именно – «Управлять войсками, которые с боями взяли столицу государства противника». Войска под управлением маршала Малиновского взяли Бухарест, Будапешт и Вену. Три столицы!

Она была знакома с Фиделем Кастро, Де-Голлем, Хрущёвым, Давидом Самойловым, к ней приходил за помощью и поддержкой Юлий Даниэль, она танцевала с племянником Марокканского короля, открывая бал во дворце, - да всего и не перечесть…

Наталья Родионовна продолжает работать. Издала написанный отцом роман. Выпустила книгу «Имена Победы. Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны», - лично встретившись с большинством семей, получив доступ к архивам и систематизировав гигантские объёмы информации. По её переводам ставятся спектакли, к ней приходят за советом бывшие ученики.

Но, что меня восхитило, – я увидела прекрасную женщину, - изящную, лёгкую в движениях, с сияющими молодыми глазами, полную жизни, огня и желания творить. И мне так хочется в своих фотографиях передать это ощущение, чтобы вы тоже имели возможность прикоснуться и почувствовать то, что чувствовала я. 


Световые потоки. Выставка моих работ в библиотеке на Шаболовке/Light streams

По итогам состоявшегося на Московском культурном форуме мастер-класса, я получила приглашение от руководства библиотеки на Шаболовке провести свою выставку в рамках предстоящей «Библионочи». Общая тема была «Отцы и дети», и меня озарила идея – пригласить для совместного проведения моего учителя по фотографическому искусству, - преподавателя Академии фотографии Дмитрия Ершова. Сразу скажу – по-моему, всё прошло замечательно. Не смотря на разницу в художественных подходах и общее различие в стилистике работ, все зрители отметили цельность восприятия получившейся экспозиции. На выставку пришло множество замечательных людей. Особо хотелось бы отметить выступление гитариста-виртуоза Дмитрия Малолетова. Дмитрий - один из немногих гитаристов России, владеющий необычной техникой игры на гитаре,- «двуручным независимым теппингом» (TouchStyle или Two-handed tapping). 

Выставка будет работать до конца мая, - в общей сложности полтора месяца. И все мероприятия библиотеки, на которые приглашаются интереснейшие люди, - проходят в помещениях, на стенах которых размещены наши с Дмитрием работы. Так приятно чувствовать благодарность людей, их неравнодушие, их тепло… Вот какой отзыв оставила Екатерина Косолапова, - моя подруга, кандидат философских наук, человек глубоко чувствующий и тонко воспринимающий:

СВЕТОВЫЕ ПОТОКИ НАТАЛЬИ ТОСКИНОЙ И ДМИТИЯ ЕРШОВА.

Удивительны эти жизненные превращения. Удивительны и непредсказуемы встречи. Кажется, нет ничего случайного, и, с другой стороны, по воле случая происходят настоящие чудеса.
Моя подруга, математик Наталья Тоскина всегда очень интересовалась людьми. Их творчеством, событиями жизни, настроением. Читала книги по психологии, посещала творческие мастерские. И вот на одном из жизненных поворотов она увлеклась взглядом на людей через острый глаз фотоаппарата. Ей удавалось почти сразу уловить характерные черты, важные моменты жизни и даже судьбы. Лица получались живые, «дышащие». Конфуций сказал: «Найди дело по душе - и ты не будешь работать ни дня». Наталья могла без устали фотографировать, а потом еще сутками просматривать полученный материал. И как раз в это время ее путь пересекся с удивительным мастером, преподавателем Академии фотографии Дмитрием Ершовым. Ершов - специалист в разных жанрах фотографии. Художник, умеющий показать мир объемно. На его фотографиях картинка в фокусе снята как будто с разных точек одновременно. Заснеженные сосны вдали, пушистые сугробы - ближе к зрителю - и ярко освещенная волшебным костром 12 месяцев поляна. Сейчас такая картинка называется 3D изображение. А тогда, раньше, это была одна из первых фотографий, снятых техникой световой кисти. На длинной выдержке фотограф высвечивает разные участки пейзажа. Благодаря этому фотография получается разноплановой, объемной. Эта техника, которая сразу увлекла Наталью. Как человек творческий, она применила световую кисть в портретной фотографии, чтобы усилить и раскрыть самое таинственное в человеке: глубину и вариативность характера.
Музыкант играет на виолончели (Портрет виолончелиста Борислава Струлева). Он стоит в вихре цветных звуков дождя. Красные, зеленые отблески играют на инструменте. Синие струи бьют в раскрытый над музыкантом зонт и закручиваются в вихри вокруг летящего смычка. Впечатление от портрета сильное: сам музыкант - человек яркий и эмоциональный. А световая кисть Натальи передала его характер в цвете. И это не фотомонтаж. Наталья на длинной выдержке подсвечивала разным цветом легкую блестящую ткань и инструмент – и получилась цветная ткань музыки. Портрет настолько соответствует характеру снятого на нем персонажа, что на одной из выставок Натальи Струлев носил довольно большое (50 на 70 сантиметров) полотно картины перед собой (именно картины, не скажешь, что это фотография) и радовался как ребенок.
Другой портрет и другая история. Восточная красавица сидит у чайного столика («Марокканское чаепитие»). Легкий дым курения фимиама окутывает ее. Удивительная одежда, миндалевидные глаза загадочной женщины создают ощущение поставленного на паузу фильма. Кажется, мы нажмем «плей» и услышим звуки восточной музыки, по комнате поплывет запах благовоний, и войдут другие персонажи марокканской сказки.
А вот портрет девочки на фоне небоскребов (работа «Прощание»). Задний план, - панорама большого города, - выхвачен разноцветными красными и зелеными вспышками, а в центре - лицо задумчивой и одновременно дерзкой городской красавицы. Пока героиня позировала, Наталья включала и выключала разноцветные лампочки, а снимающая в это время камера запечатлела эти вспышки как выхваченные островки жизни города. Работа кропотливая, но эффект ошеломляет. Кажется, что девочка «плывет» над крышами небоскребов.
Удивительно, что все эти фотографии сняты в студии.
В зале библиотеки №164 на Шаболовке (Шаболовка 36), выставлены и удивительные автопортреты Натальи. Лицо автора в море световых бликов. Изящная кисть руки касается склоненной головы. Вот это да! Как же сделан этот автопортрет, ведь фотограф в этой технике должен быть активен: вносить и выносить в поле съемки предметы или свет, усиливающий эффект. Оказывается, одну руку мастера мы видим в кадре, а другая активно «работает» то тонкой тканью, то фонариком. Из десятка отснятых кадров выбирается один – самый лучший. Это очень творческая работа, именно поэтому фотографии становятся картинами. Для одной из выставок Натальи в Берлине фотографии были напечатаны на холсте, в результате они стали неотличимы от картин. - Что можно сделать световой кистью? Да многое, - говорит и показывает Наталья.
Вот сидит стройная рыжеволосая красавица. В продолжении огненной гривы волос раскрываются за спиной два световых крыла. Как будто ангел распростер свои крылья.
- Что это, Наташа, как получилось?
- Тайна мастера, – лукаво смеется она. – Пригласила одного знакомого ангела попозировать. Нет, конечно, просто это блестящие предметы, - например бусы, внесенные в кадр. Если их плавно двигать, получаются серебристые размытые следы. Здесь это крылья, а вот тут. – Она подводит меня к другому портрету. Девушка-скрипачка самозабвенно играет, и прозрачные струи воды буквально льются из-под смычка («Музыка дождя») – тут фольга подсвечивалась. Свет тоже очень важен. Техника ведь называется «световая кисть», поэтому фотографу приходится за то небольшое время, пока человек позирует, подсвечивать его или вносимые в кадр предметы по-разному и в разной последовательности.
Выставка на Шаболовке действительно необычная. Наталья и ее учитель выступают в тандеме. С одной стены на нас смотрят удивительные цветные, артистично исполненные портреты, созданные Натальей. А с другой – работы Ершова, черно-белые, пронизанные космическим светом, - пейзажи, абстракции. Один – учитель, а другая – талантливая ученица. Выставка завораживает. Она – как передача эстафетной палочки между поколениями фотографов. От одного Мастера другому, от одного к другому… 


Театр одного кадра. Мой мастер-класс в выставочном зале «Манеж»/Single-shot theater

Более 50 тысяч человек посетили III Московский культурный Форум в Центральном выставочном зале «Манеж».
В рамках Форума, на стенде библиотеки №164 «Просвещение трудящихся», прошёл мой мастер-класс «Сказочный мир световой кисти». На нем я представила работы, выполненные в техниках «Смешенный свет» и «Световая кисть»: одним спуском затвора на длинных выдержках, - эти фотопортреты напоминают, скорее, живописные полотна, нежели фотографии в привычном смысле слова.
Выступление было встречено очень тепло, - зрители задавали вопросы, благодарили, и никто не остался равнодушным. Интересно оказалось и другим посетителям Форума,- многие пришли с соседних мероприятий.
«Несмотря на столь раннее начало мастер-класса (10 часов утра!!!), - оставила свой отзыв Татьяна Тарасова, - не было ни одного свободного места, а некоторые люди даже стояли. С чувством гордости замечаю, что рада знать Наталью, общаться, дружить. Умница, красавица, многогранно одаренный человек».
Фотограф Дмитрий Нежданов написал: «Наташа, хотя я очень внимательно слежу за твоим творчеством и большинство работ мне знакомы в электронном виде, но…Напечатанные, и с живым рассказом автора - это просто здорово. Благодарю тебя. Было тепло, было радостно, было интересно».  


ВЗГЛЯД С ВЫСОТЫ/JUBILEE BOOK PROJECT

Несколько лет назад мы с моим коллегой, фотографом Дмитрием Неждановым, участвовали в реализации очень интересного проекта – подготовке юбилейной книги для ГУП ЭВАЖД, - Государственного предприятия по эксплуатации высотных и административных жилых домов. Здания, находящиеся в ведении предприятия, воистину уникальны. Это и сталинские высотки (Котельническая, площадь Восстания, гостиница «Украина»), и знаменитые дома-книги на Новом Арбате, застройка северного Чертанова и Рублёвского шоссе, старинные дома на Сретенском бульваре… Фрунзенская, Кутузовский проспект, Дом-на-Набережной – золотой фонд Столицы. В этих домах живут многие известные люди – актёры Ширвиндт и Симонова, композиторы Эшпай и Пахмутова, - всех не перечислить. Тут располагались квартиры советской партийной элиты - Брежнева, Андропова, Черненко. Многие из зданий увешаны десятками мемориальных досок с именами одно громче другого.
Естественно, что к работе подобной управляющей организации и требования предъявляются совершенно особые. В процессе портретной съёмки я познакомилась с ветеранами, многие из которых проработали в ГУП более тридцати лет, со всеми директорами филиалов, инженерами, ремонтниками, работниками аварийных служб. Вместе с Дмитрием мы, по обледеневшим лестницам, поднимались на заснеженные крыши высоток (съёмка, преимущественно, пришлась на зимнее время года), любуясь открывающимися панорамами, спускались в подвалы, где проложены незримые обычному глазу сложнейшие коммуникации, - словом, побывали в таких удивительных местах, которые мало кто видел. Это была радостная работа и я счастлива, что книга получилась такой стильной и понравилась заказчику.  


Моя выставка в Берлине/WOMAN’S MELODY

В Декабре 2017 года в Берлине прошла выставка «WOMAN’S MELODY», на которой были представлены мои фотографии и картины художника Halyna Hamelink-Ihnatenko, объединённые женской тематикой. Выбор произведений именно этой направленности не случаен.
Для женщины так важно увидеть себя через призму восприятия мастера портрета. И восхищённо воскликнуть: «Эта красавица - я?!»,- зная, что изображение не коллаж, не хитрая компьютерная обработка, а свет, ракурс, настроение и сотворчество с фотохудожником. Такая портретная фотография, будет постоянно «тянуть» за собой, радуя, давая уверенность в собственных силах и даже постепенно стирая различия между «повседневным» лицом и студийным художественным портретом. Порою, найденные образы входят в повседневную жизнь.
На вернисаже царила дружественная, теплая и творческая атмосфера, Анна Новина читала замечательные стихи, а также был устроен перфоманс - Алия Ардак делала желающим художественный визаж.
Вот небольшие фотозарисовки, сделанные во время этого незабываемого события.  


TOKYO INTERNATIONAL FOTO AWARDS

Подведены итоги японского фотографического
конкурса TOKYO INTERNATIONAL FOTO AWARDS (TIFA).
На конкурс было прислано более девяти тысяч фотографий.
Моя фоторабота вошла в ТОП-100 ! Она участвовала в специальной категории «Автопортрет», среди профессиональных фотографов.
Мне очень приятно, что особого внимания я была удостоена именно на Японском конкурсе, - в стране, искусство которой является одним из мировых образцов тонкости, изящества и безупречного стиля. Световая кисть, сама по себе, непростая техника в работе с портретом, - поскольку человеку трудно позировать, оставаясь долго неподвижным, но автопортрет - ещё более сложная задача - поскольку световой кистью рисую я сама, не выходя их мною же придуманного образа. Работа получается «штучная» - всего два кадра из всей большой фотосессии… Один из них и был выбран для участия в конкурсе. 


Волшебный зоопарк/The Magic Zoo

Бывают съёмки, после которых остается ощущение счастья, как будто побывала в сказочном мире. Именно такое чувство переполняло меня, когда завершилась работа с детскими театральными костюмами, сшитыми золотыми руками Ольги Ковылиной, создательницы мастерской К.О.стюмчик,
Ну, казалось бы, – классическая «студийная для каталога» - белый фон, никакого интерьера, никаких дополнительных аксессуаров, - только модели и то, на них надето. Но модель модели рознь и костюм костюму – тоже. Дети, - мальчик и девочка, были чудесны. Пластичны, отзывчивы, радостны. Позировали самозабвенно, если надевался костюм свинки, - я видела в кадре именно свинку. Если ворон – ворона. Если котик – котика. Дети преображались безо всяких усилий, естественно и легко, как дышали. И, думаю, не последнюю роль тут играли сами костюмы. Ну посмотрите, - разве они не волшебны? 


Monochrome Photography Awards 2017

Завершился крупнейший международный конкурс черно-белой фотографии «Monochrome Photography Awards 2017». В общей сложности было подано около 9 000 (!) работ из 87 стран мира. В составе жюри были фотографы с мировым именем: Pia Elizondo, Michel Rajkovic, Ben Nixon, Norma I. Quintana, Martin Stavars, Allison Barnes, Katarina Balgavy, Claire A. Warden, David Johndrow и Stefano Brunesci. Моя работа вошла в шорт-лист (ТОП-100) номинации «Портрет/Профессиональные фотографы».
 Сейчас она размещена на сайте конкурса в разделе «Победители»,

https://monoawards.com/winners-gallery/monochrome-awards-2017/professional/portrait/hm/6176

а позже войдёт в печатное издание – ежегодную «Monochrome Photography Awards - Annual Book» - сборник лучших работ в стиле чёрно-белой фотографии».
Съёмка проходила в моей студии на Бакунинской, выполнялась в технике смешанного света. Модель – чудесная Лера Валерия Волкова (Valeriya Volkova)
Друзья, знаете, мне так радостно сейчас от того, что моя работа находит отклик не только в сердцах людей, которых я фотографирую, но и ценится на самом высочайшем профессиональном уровне! 


Дом из черного дерева/House of blacktree

Мы с моей близкой подругой Екатериной Косолаповой по счастливому стечению обстоятельств оказались в гостях у художника Сергея Мейтува, его жены Саши и их сына Марка. Надеюсь, что через мои фотографии и небольшое эссе, написанное Катей, вам удастся прикоснуться к волшебству этого Дома. Читайте и смотрите. Дверь в сказку приоткрывается…

***

«В Доме стоит золотистый сумрак, как на картинах старых голландских мастеров. Этот свет сразу переносит гостей в другие миры, - будто они сделали шаг из «сейчас», а, переступив порог, соскользнули куда-то в межвременье. Ощущение поддерживается удивительными существами, населяющими квартиру - творениями таланта хозяев. Кажется, Сергей Мейтув и его жена Саша привыкли к тому, что персонажи картин и инсталляций начинают жить своей жизнью, и эта жизнь, энергетикой переплетаясь с жизнью создателей, порождает такое мощное поле, что хочется остановится и замереть, вбирая в себя хор тихих голосов, заполняющий Дом.
Жизнь без суеты и ажиотажа – принцип пребывания в этих стенах. Хозяин – мастер рассказа, придумывает истории про своих персонажей и уводит слушателей в созданный им мир. Вот, например, серия «Комнаты». Воплощенные фантазией художника, они оживают, наполняются предметами и живыми существами, становятся то кабинетом врача, мастерской скульптора… Узнаваемый мир и одновременно то, что остается после ухода хозяина, как проекция его жизни. И таких историй, нанизанных на бесконечную нить, у создателя этого удивительного мира столько, сколько работ. Вещи для Сергея и Саши - незримые свидетели. Они их находят, собирают, объединяют в композиции, полные тонких, многослойных смыслов. В центре квартиры - старое зеркало. Кажется, заглянешь в него, и окажешься в зазеркалье. И именно поэтому самого художника Наташа снимала как будто отраженным или преломленным в этом старинном стекле.
Портреты семьи на стенах перекликаются с портретами начала прошлого века, таинство волшебных вещей сливается с тем радостным изумлением, что внесли гости. И эта незримая симфония бытия бережно сохраняется, вплетается в ткань пространства-времени и остается жить и радовать новых гостей своей гармонией.»  

И на последнем кадре - мы с Катей. Переполненные впечатлениями и совершенно счастливые…


В гостях у Ксении Собчак/Ksenia Sobchak

Наконец-то у меня на руках оказались номера двух журналов, - «INTERNI» и «OBJEKT», в публикациях которых были использованы сделанные мною портреты Ксении Собчак. Я провела съёмку в интерьерах её новой квартиры в районе Старого Арбата. Это был весьма интересный опыт, и не только из-за самой персоны, но и с точки зрения темпа работы. Времени на съёмку выделено было мало («…сами понимаете, у Ксении такой плотный график…»). Но я всё же успела снять девять альтернативных ракурсов, невзирая на весьма ограниченное время – в локациях от прихожей до гостиной. Ксения охотно и по-деловому позировала. Работать с нею было комфортно. И вот итог — два образа вошли в две разные публикации.


«Турандот»/«Turandot» in Helicon-opera

Благодаря приглашению чудесной Ирины Шымчак я побывала на одном из сентябрьских показов оперы Пуччини «Турандот» в «Геликон-опере». Сразу скажу – это было великолепно. Театр продемонстрировал высочайший уровень всего – от постановки света до декораций, от голосов исполнителей до пластики и сценической хореографии. Это - наслаждение каждым мгновением, ну а возможность фотографировать придавала моему счастью абсолютную завершенность…Честно говоря, я просто не отпускала фотокамеру и делала кадр за кадром так, как будто в моих руках киноаппарат, – настолько прекрасным было каждое мгновение происходящего. Итог – множество снимков, из которых отобрана небольшая итоговая галерея. Надеюсь, она даст ощущение прикосновения к этому чуду. Спасибо!    


Моя новая публикация в журнале / My new publication in the magazine

В селе «Вятское», недалеко от Ярославля, прошёл 1-й Международный музыкальный конкурс юных исполнителей. В вокальной номинации Первая премия вручена москвичке Александре Соколовой, она также стала обладательницей специального приза «Музыкального журнала», - размещение её фотографии на обложке июньского номера. Фотосессия с Александрой проходила в моей «Студии на Бакунинской», ассистировал во время съемки Дмитрий Нежданов. Работать было очень интересно и приятно – Александра естественна, пластична, обладает легким характером, и, кроме того она - настоящая красавица. Во время съемки она свободно и радостно пела для нас. Конкретный кадр для использования на обложке выбирался редакцией журнала, - с учетом их верстки и дизайна. У меня состоялось уже множество фотосессий с музыкантами, певцами, танцорами, и «Музыкальный журнал» предложил разместить подборку моих работ на задней обложке августовского номера. Мне очень и очень приятно — спасибо главному редактору Елене Езерской и замечательному журналисту Татьяне Эсауловой. А я думаю, что опубликую и другие портреты Александры, - так хочется ими поделиться…


«Мерцающая роскошь Востока». Выставка в Берлине/Exhibition in Berlin

В Берлине, в галерее «PostArtGallery» прошла персональная выставка моих фотографий. В ней были представлены работы, объединенные тематикой Востока. Сказки тысячи и одной ночи, волшебные лампы, курение благовоний, тяжёлые, разноцветные ткани, факиры и обольстительные женщины…
Поэтому я назвала выставку «Der flimmernde Luxus des Ostens» - «Мерцающая роскошь Востока».
Было очень много гостей. Друзья пришли поддержать меня, пообщаться, посмотреть
мои работы, обменятся мнениями. Также было много новых лиц, среди которых и музыканты, и художники, и фотографы. Для меня это все очень ценно…
Надеюсь, что и вам всем это знаковое для меня событие понравилось.
Спасибо прекрасной хозяйке галереи Halyna Hamelink за организацию всего-всего!
Очень рада нашему взаимному сотрудничеству и взаимопониманию. Надеюсь на то, что Берлин ещё не раз увидит мои работы.

 

Также представляю вашему вниманию небольшой видеоролик, предваряющий выставку. Автор - Halyna Hamelink


«Волшебство световой кисти». Выставка в Праге, май 2017/Exhibition in Prague, May 2017

В мае 2017 года в Праге, в Российском доме науки и культуры, проходил фестиваль «Витамин радости», организованный Лигой восходящего искусства. В рамках этого фестиваля, в галерее центра, была проведена выставка моих работ, выполненных с помощью техники световой кисти, что и определило ее название.

29 мая уже в Москве на радиостанции «Народное радио» состоялась передача, посвящённая этому фестивалю. Ведущая связалась со мною по телефону и в прямом эфире я ответила на её вопросы. Предлагаю вашему благосклонному вниманию запись этого интервью. Чтобы представление о событии обрело большую полноту, я объединила эту запись с репортажными кадрами с выставки, а также с самими работами, которые были представлены на ней.  



В ритме чарльстона/In the rhythm of charleston

День рождения юной Леди четырнадцати-пятнадцати лет, — каким вы его видите? Обед в семейном кругу? Поход в кафе или клуб с друзьями?
А давайте представим себя в двадцатых-тридцатых годах прошлого века: изящные жесты, коктейльные платья с пайетками и бисером, перья, кружевные чулки, и, конечно же, соблазнительный дурман роскоши Золотого Века Голливуда. И это всё необходимо запечатлеть. Причем не просто снять на мобильник, (хоть этого тоже никто не отменял, ведь Instagram постоянно ждет новые фотографии «в прямом эфире»), но сфотографировать так, чтобы каждый кадр подчеркивал и усиливал стилистику одежды, макияжа, поз… Вот такая задача стояла передо мною.
Подруги именинницы сами готовили наряды, подбирали аксессуары, даже хотели провести конкурс на лучший костюм, но так увлеклись праздником, что забыли о соревнованиях напрочь. Зато они азартно танцевали чарльстон. Ведь девочки знакомы по танцевальному ансамблю «Калинка», и обладают великолепной пластикой и чувством ритма. Праздновали в студии, — с осветителями, интерьерами, гримеркой, странной мебелью. В какие-то мгновения мне казалось, что я соскользнула в другое время, - настолько подлинным выглядело все происходящее. Что это, — фотосессия? Или, все же, вечерний раут в особняке Великого Гэтсби?
Девочки постарались на славу – одевались, красились, кружились, а я любовалась ими, ловила свет, строила кадры, стараясь сохранить и передать созданную ими чудесную атмосферу.
Посмотрите сами, — разве они не прекрасны?


Йога на земле йоги/Yoga in a Yoga-land

Медленно вдыхать морской воздух, ощущая всем телом его теплое дыхание. Замереть, как натянутая струна…Прикрыть глаза, и через полуопущенные ресницы видеть, как дробятся на волнах последние закатные лучи. Гибкость и легкость. Кажется, еще миг – и взлетишь над этим берегом, над этой песчаной полосой, и дуновение ветра понесет тебя через океан, туда – к далекому горизонту.
योग: चित्त-वृत्ति निरोध: «Йога — обуздание волнений, присущих уму», - так сказано в «Йога-сутрах». И здесь, в Индии, - колыбели йоги, в полной мере осознаешь всю глубину этой, казалось бы, несложной истины. Мы постоянно суетимся, куда-то спешим, решаем проблемы, спорим, отстаиваем свое мнение. Волнуемся. Но, пребывая внутри этого волнения, пропитываясь им, просто перестаем его замечать. Но оно есть. Глухое, неявное, подспудно скрытое. Давит, подтачивает, размывает самые основы души. А здесь на душу нисходит покой, слияние с природой, с океаном, с резной зеленью пальм, криками птиц и пряными ароматами экзотических трав, с этой древней землей, где сам воздух пронизан сильной и тонкой энергией, из которой в незапамятные времена и возникли йогические практики. Душа распрямляется, очищается, возвращается в свое естественное состояние. И оно, это состояние, не исчезает по возвращении домой. Остается там, в глубине, как драгоценная искра, к которой всегда можно прикоснуться и пополниться ее светом. 


Индия как переживание/ India as an experience

Индия – одно из мест, полярность восприятия которых разными людьми просто запредельна. От «Грязь и нищета» до «Колыбель человечества, место сосредоточия силы и духовности». Поэтому я поняла, что заранее рисовать картину в голове — означает обречь себя на мучительные попытки примирить ожидаемое и действительное.
Tabula rasa. Открытые глаза. Распахнутое сердце. Вот единственно возможная длина волны для этого путешествия.
Конечно, Гоа, в который лежал наш путь – особенная часть Индии. Но, наверное, для столь протяженной страны это неизбежно. Па-де-Кале – это совсем не Корсика. Якутия – не Краснодарский край. А Гоа – не Джамму и Кашмир. Во-первых, здесь ощущается сильнейшее влияние европейского присутствия, ведь до 1961 года Гоа был португальской колонией. Архитектура, католические церкви, старинные форты – все, как где-нибудь на Мадейре. Во-вторых – культура хиппи, для которых Гоа стал объектом паломничества ещё с 70-х годов прошлого века. Ну а местные жители, привыкшие к взаимодействию с белыми, - отнеслись к новым пришельцам как к ещё одним гостям из-за моря. Просто вот таким странным.
Наш маршрут был выбран неспроста. Я уже три года, вместе со своей семьей, занимаюсь йогой, а наш учитель каждый год организует в Гоа выездные углубленные занятия. День за днем по три часа йоги, - среди солнечных брызг, пробивающихся сквозь пальмовые кроны, под шум океана. Иногда мы выходили прямо на берег, и выполняли упражнения на влажном песке, в последних лучах заката.
Это оказалось восхитительно. Энергия и гибкость просто вливались в тело, пропитывали его, рождали ощущение восторга. Океан – чистейший и теплый. Теплый даже во время шторма, - чего я не испытывала на других южных морях. Здесь же хотелось плескаться в прибрежной пене, погружаясь и ощущая всей кожей ее искристое прикосновение, подобное жемчужным ваннам.
Вот такой февраль. То самое время, когда в Москве метут метели и трещат морозы.
А вечером пляж преображался. Начинался знаменитый «Гоа-пати». Тусовка людей, которые съехались со всего мира, привлеченные аурой этого волшебного места. Смешение всех языков, рас и цветов кожи. Кстати, русских здесь очень много. Порою, казалось, - половина. Но это совсем не те соотечественники, контакта с которыми мы опасаемся, выбирая отель для предстоящей турпоездки. Атрибуты живущих в Гоа – барабаны, флейты, гитары, тела их покрыты вязью росписи хной, на головах яркие платки, на шеях – ожерелья из раковин и кружевных скорлупок орехов. Разноцветные косички, шапочки из конопляного волокна, майки с изображениями Шивы и Ганешу, смех и расслабленность. Никто не интересуется тем, «включено ли спиртное в оплату», а звучащая вокруг музыка – не попса, но «Гоа-транс» - своеобразная смесь психоделики и этники. Крутятся огни в руках самодеятельных жонглеров, таинственно мерцают светильники, неверным светом выхватывая из тьмы фигурки индийских богов, стелется дым от жаровен и курильниц…Местные жители торгуют горячей кукурузой, кокосами, благовониями, но тут же можно услышать: «А вот хачапури-пури-пури!» И тут же съесть вкуснейшую, свежеиспеченную лепешку, истекающую сырными слезами. Повсюду выступления музыкальных групп, бродячих цирков, акробатов, танцоров. Кто-то продает билеты, кто-то просто ставит табличку «Donation», - мол, - «Кто сколько захочет».
Поездка в Гоа не имеет никакого отношения к понятию «пляжный отдых». Это – восхитительное переживание. Слияние с одним из самых необычных мест на земле. И я уезжала с чувством, что вновь хотела бы вернуться сюда.   


Флейта и фортепиано. Дуэт «Café 1930»/Flute and Piano. Duet «Café 1930»

В канун Рождества мне вновь довелось поработать с музыкантами, на этот раз – с молодым, буквально несколько месяцев назад созданным дуэтом «Café 1930», состоящими из флейтистки и пианистки. Почему «Café 1930», откуда такое название? Четырехчастная сюита «История танго» - одно из самых знаменитых произведений Астора Пьяццоллы. Свое сочинение Пьяццолла посвятил флейтисту Марку Гроэлю. Часть, названная «Café 1930» погружает нас атмосферу времени, когда люди перестали воспринимать танго лишь в качестве танца, и стали просто слушать его как музыку. Танго становится более мелодичным, более романтичным.
Фотосессия проходила в большой интерьерной студии на выезде, — ведь требовалось пространство, в котором есть и рояль, и фортепиано. Съемка стала для меня настоящим подарком и истинным наслаждением. Девчонки живут музыкой, и очень хотят поделиться своей страстью с людьми.
Фортепиано не нуждается в представлении. Недаром его именуют королем музыкальных инструментов. А в сочетании полифонической объемности фортепианной палитры с прозрачной, чарующей лиричностью флейты и заключена уникальная особенность дуэта.
Что внушило человеку мысль дать голос тростинке? Ветер ли, что колыхал заросли тростника? Не случайно само название этого чудесного инструмента происходит от латинского flatus, обозначающего дуновение, дыхание.
Или, быть может, беззаботное пение лесных птиц вызвало у человека желание им подражать? Во все времена композиторы, когда хотели изобразить в музыке пение птиц, прибегали чаще всего к флейте. Так поет соловей в «Пасторальной симфонии» Бетховена, черный скворец у французского композитора Мессиана, и веселая птичка из симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк».
Аристотель же писал, что обращаться к флейте надлежит в таких случаях, когда на человека необходимо оказать очистительное, духоподъемное воздействие (katharsis).
Но флейта может петь не только весело и беззаботно. Она может петь нежно и страстно, мягко и серебристо, её звук раскрывает сердца и наполняет их светом и силой. Ведь не даром древние спартанцы желали, чтобы в бой их всегда вели флейтисты, и боги возвестили им, что они всегда останутся победителями, пока будут сражаться с флейтистами, но не против них.
Флейта даже может звучать, как человеческий голос, поэтому ее звук, зачастую, сравнивают с колоратурным сопрано. Недаром «Вокализ» Рахманинова, посвященный великой оперной певице Антонине Неждановой, так часто исполняют на флейте…
Кстати, - вот удивительное совпадение, - мы проводили сессию вдвоем с моим партнером, фотографом Дмитрием Неждановым. Так что все перекликалось — и музыка, и фамилии людей, - рождая ощущение волшебного акта творения.
Мне было радостно поучаствовать в создании такого чудесного дуэта. Снова и снова просматриваю кадры, вглядываюсь в лица… Дорогие мои, уверена, что вас ждёт большое будущее и вы воплотите все, что задумали.
С наступающим вас Новым годом! 


Фонд Елены Образцовой. Пятая годовщина/The Elena Obraztsova Foundation. The fifth anniversary.

Насколько же различными бывают съёмки! Казалось бы — одно и то же. Вот я, вот камера, вот пространство вокруг. Но нет. Случаются такие моменты, когда сам факт приглашения меня в качестве фотографа заставляет весь мир искриться и переливаться радужными красками. Одним из таких драгоценных мгновений стала работа в Фонде Елены Образцовой. Я была счастлива фотографировать на юбилейном вечере, соприкоснуться с талантливыми, одухотворёнными людьми. Погрузиться в атмосферу любви, приятия и творчества. И выразить то восхищение и тот восторг, который я испытываю, думая о Елене Васильевне, о том, что она явила своей жизнью.…
Хороших музыкантов много. Как, собственно, в любой другой области человеческой деятельности — есть профессионалы высочайшего класса. Но сочетание этих качеств с теплом и светом сердца, излучаемым на каждого, с кем довелось встретиться — гораздо большая редкость. А если это тепло облечено в вещественные форму — поддержку, участие, помощь — то речь уже идёт о неповторимости этой личности. Елена Образцова была таким человеком. Великая певица и человек фантастической душевной щедрости. Созданный ею Фонд поддержки музыкантов делал и делает множество добрых дел. И, не взирая на то, что Елены Васильевны Образцовой уже нет с нами, начатое ею продолжено. Оно взращивается с любовью и тщанием теми людьми, которые сейчас олицетворяют собою Фонд.
Прежде всего, это Наталья Игнатенко.
Пять лет Фонду. Сказать тёплые слова, выразить благодарность через музыку пришли многие и многие люди — от мэтров до самых юных музыкантов. Выступили народные артисты СССР Вера Васильева, Зураб Соткилава, Александр Ведерников. Пели солисты «Новой оперы», «Геликон-оперы», Мариинки, Венской оперы… было море музыки и цветов…
Искренне надеюсь, что мой репортаж передаёт эту атмосферу любви и добра…
Спасибо вам всем за этот праздник!


Восток — дело тонкое/Oriental mistery

Сказки тысячи и одной ночи всегда манили нас свой мерцающей красотой.
Вот крадется по таинственному покинутому городу Аладдин, сын Али-аль-Маруфа, вот закрывают солнце распахнутые крылья птицы Рух, с холодным, вызывающим дрожь шорохом покидает ножны изогнутая сабля отважного Синдбада, а в пряном дыму курильниц скользят гибкие тени танцовщиц…Харун аль-Рашид склонился над пиалой в маленькой харчевне, а Али-баба застыл в изумлении среди пещерных сокровищ…И мне так хотелось прикоснуться ко всем этим чудесам в своих работах!
Год за годом я собирала в студии то, что необходимо для воссоздания в кадре тайн востока. Бережно ложились на полки женские головные уборы со сверкающими вышивками, отрезы тяжелых разноцветных тканей, перья нездешних птиц и кованые из меди узорчатые сосуды. Я вдумчиво изучала световое и съёмочное оборудование, - дымогенераторы, проекторы, сложные рассеиватели. И постепенно образы начали воплощаться в жизнь.
В моей жизни появились те, кто был готов позировать и участвовать в акте сотворчества. Иногда это были люди, связанные родовыми корнями с Востоком, иногда — не имеющие с ним ничего общего, кроме той же мечты, что и у меня. Были те, кто путешествовал по странам Магриба и многое видел воочию и те, кто лишь заглядывал туда благодаря воображению. Да, конечно, - это не историческая реконструкция чего-то подлинного, это, скорее, стилизация. Но ведь и сами сказки Шехерезады состоят из тысяч сплетённых воедино рассказов безвестных авторов, имен которых мы уже никогда не узнаем. А все вместе они образуют драгоценное полотно персидского ковра, и им хочется любоваться, не отводя глаз…